Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Борьба Эр-Рияда с Тегераном переходит границы


С приходом к власти короля Салмана полтора года назад политика крупнейшего арабского королевства стала энергичнее и резче, чем при его предшественнике. Особенно это заметно на примере противостояния с Ираном, которое пока еще не переходит в активную фазу прямых военных действий, но уже перешагнуло на другие континенты и все больше превращается из элемента региональной в элемент глобальной политики. Саудитские сунниты сейчас энергично пытаются помешать попыткам иранских шиитов усилить влияние в Африке, Азии (в т.ч. и за пределами Ближнего Востока) и даже в Латинской Америке, пишет Reuters.

Несмотря на наличие самых настоящих военных фронтов в Сирии, Ираке и Йемене главная борьба носит экономический и политический характер. Эр-Рияд пытается везде, где можно, изолировать Тегеран. Достаточно вспомнить создание Исламской коалиции для борьбы с терроризмом, куда Иран не пригласили на том основании, что он этот терроризм поддерживает.

Иранцы, естественно, все обвинения в поддержке международного терроризма отрицают. В качестве доказательства своих благих намерений и поступков они приводят многочисленные примеры борьбы с «Исламским государством» (террористическая группировка запрещена в России), состоящим из суннитов.

Эр-Рияд всячески пытается убедить или заставить все государства разрывать отношения с Тегераном. Наиболее яркий и свежий пример – Ливан, в котором активно действует поддерживаемая Ираном шиитская военизированная организация «Хезболла». КСА отказало в финансовой помощи Бейруту после того, как он не осудил нападение на аравийское посольство в Тегеране в начале года.

Борьба между главным арабским королевством и исламской республикой за лидерство в регионе уже давно ни для кого не новость. В последнее время эта борьба в самой разной форме все чаще выплескивается за границы Ближнего Востока.

«Во многих случаях соперничество между Ираном и Саудовской Аравией начинает выходить за границы Ближнего Востока,- приводит Reuters слова профессора катарского отделения Джорджтаунского университета Мехрана Камравы.- Раньше эта борьба велась исключительно в одном регионе – на Ближнем Востоке».

После того, как с Ирана начали в январе этого года снимать санкции, в Эр-Рияде не без оснований испугались, что Тегеран, получив дополнительные ресурсы, попытается продвигать шиизм за пределы Ближнего Востока. Саудиты считают, что США, долгие годы бывшие гарантом поддержания баланса в регионе, постепенно начинают уходить дальше на восток, в район Тихого океана, и намерены занять их место. К более агрессивной политике сдерживания Ирана на других континентах Эр-Рияд толкает, считает Reuters, и уверенность короля Салмана в том, что Тегеран так активно продвигает идеи шиизма, потому что не встречает сопротивления. Естественно, Эр-Рияд далеко не всегда противостоит Тегерану напрямую. Видную роль в его стратегии борьбы с ИРИ играет Антитеррористическая коалиция, которая продолжает развиваться и должна скоро обзавестись Координационным центром, который, как нетрудно догадаться, будет находиться в столице КСА, организатора коалиции и ее неформального лидера.

Саудиты повсюду ищут союзников против Ирана. С большинством арабских стран, в которых преобладают сунниты, особых проблем у них не возникает. Явно осторожничает Исламабад, который не хочет портить неплохие отношения с Ираном. Не очень пока удается Эр-Рияду привлечь на свою сторону и крупнейшую азиатскую державу – Индию. Индийцам нет особого дела до религиозных споров в исламе, поэтому они стараются поддерживать ровные отношения с обоими соперниками. В мае премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил и КСА, и ИРИ. После его поездки в Эр-Рияд Индия увеличила закупки аравийской нефти. С другой стороны, Дели согласился помочь Ирану построить новый морской порт.

В немалой степени борьбе с Ираном был посвящен и организованный саудитами в прошлом году и прошедший в Аравии саммит Южной Америки и Арабской лиги государств. Опасения Эр-Рияда понятны, хотя визит тогдашнего иранского президента Махмуда Ахмадинежада в 2012 году в Венесуэлу, Никарагуа, Эквадор и на Кубу не увенчался успехом.

Африка ближе к Ближнему Востоку. К тому же, на Черном континенте немало мусульманских стран. Не удивительно, что и на этом континенте идет иногда явная, но чаще тайная борьба между Саудовской Аравией и Ираном. Перевес пока на стороне Эр-Рияда. Например, ряд африканских стран последовали примеру подавляющего большинства членов ЛАГ и разорвали в начале этого года отношения с Тегераном. Они пошли на это после нападения иранских радикалов на аравийское посольство в ИРИ в ответ на казнь шиитского проповедника. На прошлой неделе в Эр-Рияд приезжал с визитом президент Замбии Эдгар Лунгу. Он получил приглашение после нескольких выступлений, направленных против Ирана.

Впрочем, Иран без борьбы сдавать Черный континент не намерен. Он энергично продвигает идеи шиизма в африканских мусульманских странах, активно пользуясь мягкой силой и своим главным козырем – имиджем непримиримого борца с империализмом.

Наиболее близкие отношения у Тегерана сложились с Хартумом. В 2012 г. Два иранских военных корабля заходили в Порт Судан, расположенный на противоположном берегу Красного моря от КСА. Саудиты после этого резко усилили финансовую поддержку суданцам, доведя ее до 11 млрд долларов, и демонстративно проигнорировали международный ордер на арест суданского президента Омара Башира. В результате в январе 2016 г. Хартум тоже разорвал отношения с Тегераном. Его примеру последовали Сомали и Джибути. Причем, известно, пишет Reuters, что Могадишо незадолго перед этим получил от КСА 50 млн долларов помощи.

В Эр-Рияде считают, что в политической борьбе победа будет на их стороне и что им останется победить главного конкурента и на экономическом фронте. В экономике, конечно, главная борьба между Эр-Риядом и Тегераном разворачивается на нефтяных рынках. Основной фронт – ОПЕК. Эр-Рияд является неофициальным лидером картеля, Тегеран, естественно, его главный противник. В апреле иранцы фактически сорвали соглашение о заморозке уровня добычи нефти, отказавшись присоединяться к нему до тех пор, пока не восстановят досанкционный уровень добычи «черного золота». Их твердая позиция не позволила заключить соответствующее соглашение и на саммите ОПЕК на прошлой неделе. Как нетрудно догадаться, КСА тоже мешает ИРИ, где только можно.

Сейчас мяч на иранской половине поля. В воскресенье Saudi Aramco сообщила партнерам по электронной почте, что снижает цену по июльским поставкам для северо-западной Европы на 35 центов за баррель, а для южной – на 10. Решение удивительное, если учесть, что спрос на нефть во втором полугодии традиционно растет. К тому же, он растет в связи с большими перебоями поставок нефти из ряда стран и в первую очередь из Нигерии.

Снижение цен на нефть для Европы Эр-Риядом направлено, конечно, против Ирана, который возобновил экспорт в европейские страны в феврале. Саудовская Аравия, кстати, получила, пожалуй, больше других членов ОПЕК, заняв место Ирана после введения против него санкций. Сейчас поставки иранской нефти в Европу достигли 400 тыс. баррелей в день. После заключения сделок между Тегераном и греческими, французскими и итальянскими НПЗ они до конца года должны увеличиться до 700 тыс. Ирану вполне по силам очень быстро вернуться на досанкционный уровень добычи, потому что процесс этот проходит сейчас гораздо быстрее, чем думали аналитики в начале года. Казалось, что непреодолимым препятствием будет нехватка танкеров для доставки иранской нефти. Однако эту проблему Тегеран недавно успешно решил. Нефть, добытую в ИРИ, кроме иранских кораблей, будут возить как минимум 26 европейских и азиатских супертанкеров. В апреле и мае экспорт иранской нефти колебался от 2,1 до 2,3 млн баррелей в день.

КСА в прошлом году, по данным Международного энергетического агентства, ежедневно поставляло в европейские страны 800 тыс баррелей в день. На европейцев, конечно, Эр-Рияд не может надавить так же, как на исламские страны, поэтому на нефтяных рынках главным орудием борьбы с Ираном является снижение цен на нефть. К тому же, опыт борьбы с конкурентами при помощи снижения цен у саудитов есть. Речь об американских «сланцевиках», которых в Эр-Рияде надеются «дожать» со дня на день.

Финансовые возможности КСА, несмотря на крупные убытки, понесенные за последние два года в результате обвала цен на нефть, значительно выше, чем у ИРИ. У Тегерана, правда, есть тоже свой плюс – его экономика не так сильно, как саудовская, зависит от цен на нефть.

«Саудовская Аравия сильно проиграет в ценовой войне с Ираном»,- приводит Wall Street Journal мнение директора департамента общественных связей министерства нефти Ирана Акбара Нематоаллахи. К мнению Нематоаллахи следует прислушаться даже с учетом его национальной принадлежности.

О том, что снижение цен в Европе направлено в первую очередь против Ирана, говорит и то обстоятельство, что в США, где иранская нефть все еще под запретом, саудиты подняли цену на 10 центов за баррель.