Это наша земля
Казахстанцы как и многие другие народы очень чувствительны к вопросам, связанным с использованием земли, особенно той, которая имеет сельскохозяйственное назначение. Они в большинстве своем не хотят отдавать ее в руки иностранцев. Отчасти поэтому с конца 90-х власти постепенно сокращали максимальный срок аренды земли для иностранных граждан, доведя его с 99 лет до 10.
Однако через какое-то время фобии стали противоречить национальным интересам - Астана стремится привлекать иностранных инвесторов, которые в последние годы стали интересоваться не только индустриальным и добывающим секторами республики, но и сельским хозяйством. Которое стало очень привлекательным на фоне роста цен на продукты питания. А чтобы интерес превратился в проекты, инвесторам нужно создавать необходимые условия для нормальной работы. Поэтому в конце 2014-начале 2015 годов в земельном кодексе страны произошли изменения, и предельный срок аренды земли для иностранцев увеличился с 10 до 25 лет. Тем самым власти не только дают возможность компаниям «отбить» свои вложения, но и лишают их необходимости использовать методы хищнического земледелия ради получения максимальной выгоды в кратчайшие сроки.
В тот момент население на это особого внимания не обратило - закон для них носил скорее теоретический характер. Иностранцев в стране было немного - в казахстанском агросекторе работают инвесторы из Израиля, Франции, Нидерландов, России и Китая, и у них в аренде находилось менее 0,1% от всех сельскохозяйственых земель страны. Однако весной 2016 года власти заявили о том, что собираются выставить на аукцион около 1,7 млн. га сельхозземель (около 2% всего аграрного фонда страны), и добавили, что очень заинтересованы в китайских инвестициях в сельское хозяйство. И это заявление уже стало триггером общественного протеста.
Судя по всему, население обеспокоила именно возможная передача этих земель китайцам. Во-первых, потому, что, по мнению казахстанцев, их восточные соседи хищнически относятся к арендуемой земле в других странах, и уже доказали это в государствах Средней Азии. «Таджики дали на семь лет, уже пользуются у них соседи-китайцы, они говорят: мы на эти поля больше вернуться не можем, потому, что там лунный ландшафт!», — сказал секретарь Центрального комитета коммунистической народной партии Казахстана Владислав Косарев. Во-вторых, казахстанцы опасаются, что Китай просто колонизирует эту землю. «Если на 25 лет отдадим землю в аренду, например, китайцам, тогда через 25 лет на этом месте... среди китайцев трудно будет найти казаха!», — добавил президент Союза ученых Казахстана Оразалы Сабден.
Власти призывали население трезво подойти к этой ситуации. «Нельзя сразу опасаться, категорично относиться к китайцам. Вчера буквально глава государства провел совет иностранных инвесторов, он призывал иностранцев приезжать в нашу страну, вкладывать инвестиции», - говорит первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев. Однако недовольство быстро переросло в протесты по всей стране. К которым, судя по всему, приложили руку противники президента. Причем как из числа оппозиции, так и из числа его соратников, которым не нравится прагматичный курс Назарбаева на либерализацию республики. Ведь если власть поймет, что такой курс серьезно угрожает общественному порядку, и без того медленные темпы этой либерализации станут вообще черепашьими.
Назарбаев предложил поговорить
Сами демонстрации были, естественно, разогнаны. Президент мог бы пойти дальше - закрутить гайки и начать масштабную зачистку в своем окружении. Однако Назарбаев не зря слывет самым мудрым и дальновидным из числа среднеазиатских лидеров. Вместо разгона и зачистки (по крайней мере, публичной - в администрации президента избавятся от провокаторов аппаратными средствами и без скандалов) Нурсултан Назарбаев решил учесть требования протестующих. Он назначил крайними министров экономики и сельского хозяйства Ерболата Досаева и Асылжана Мамытбекова (которых отправили в отставку). Кроме того власти приостановили заключение новых соглашений об аренде сельхозземель и ввели мораторий на четыре нормы земельного кодекса - касающиеся аренды земель сельскохозяйственного назначения - до конца 2016 года. Причем в Астане дают понять, что мораторий может быть продлен до того момента, пока специально созданная комиссия не выработает решение всех спорных вопросов.
Речь идет отнюдь не о формальной комиссии, состоящей из каких-то чиновников. «В комиссию вошли депутаты обеих палат парламента, члены правительства, председатели всех общественных организаций - то есть все заинтересованные лица, которые могут и хотят говорить по этой теме. Комиссия стала открытой площадкой, где обсуждаются все мнения», - говорит "Эксперт Online" председатель Аграрной партии Али Бектаев.
По словам Али Бектаева, комиссия будет разбирать четыре момента, вызывающие особые споры населения. Во-первых, это продажа сельхозземель. Земля должна иметь хозяина, однако необходимы механизмы, чтобы народ знал кому эта земля продается. Второй - продажа или аренда иностранцам. Продажи судя по всему не будет, а вот долгосрочная аренда сохранится. «Если придет реальный инвестор, который действительно будет возделывать землю на должном уровне с выгодой для себя и экономики Казахстана, а тем более привнесет сюда новую аграрную технологию, то на эти шаги нужно идти. Нам необходимо на практике применять у себя все разработанные за рубежом новые технологии, которые приносят больший урожай», - говорит Али Бектаев. Третий вопрос - пастбища вокруг населенных пунктов: в стране растет поголовье скота, особенно последние 5-6 лет (государство субсидирует эту отрасль). Четвертый же касается аренды или продажи земли предприятиям, которые частично принадлежат иностранцам. Нужно понимать, что делать с землей в случае покупки иностранцем доли в национальном предприятии, владеющим ею, или же делении долей совместного предприятия. При комиссии также открыт колл-центр для приема вопросов и предложений населения. Правда по словам первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, про земельную реформу спрашивает лишь один из 20 звонивших. Большую часть населения интересует возможности получения собственного участка земли.
Одновременно с этим казахстанские власти намерены внедрить специальные механизмы по контролю за пользованием арендованной землей, дабы арендаторы ею не злоупотребляли и не отдавали в субаренду непонятно кому. Некоторых недобросовестных, по мнению Астаны, арендаторов уже намерены наказать. «12,3 тыс. гектаров были предоставлены предприятиям с участием Ливана и других государств. Сейчас проводятся судебные разбирательства по возврату этих земель Казахстану. Это говорит о том, что требования по предоставлению земли иностранным лицам очень жесткие», - заявил новый министр сельского хозяйства страны Аскар Мырзахметов. По некоторым данным, эти 12 с лишним тысяч гектаров - 20% от всех сельхозземель, которые находятся в долгосрочной аренде у иностранцев.
Введя институт комиссии и инициировав пересмотр земельных норм, Назарбаев создал некий прецедент - не исключено, что по примеру земельной комиссии будут создаваться площадки и для решения других важных моментов в жизни Казахстана. Однако президент четко заявил, что готов дискутировать с протестующими только в таком, правовом ключе и не допустит никаких “выступлений с броневиков”. «Если митинговать, мир уйдет вперед, ждать никто нас не будет, мы останемся в хвосте», - пояснил Нурсултан Назарбаев. А для особо ретивых добавил, что попытки привнести на казахстанскую почву украинские сценарии будут жестко пресекаться действующей властью. «Это вопрос выживаемости нации в сложных условиях в новой глобальной реальности», - резюмировал президент Казахстана.