Армия Ирака начала масштабное наступление на боевиков «Исламского государства» (террористическая группировка запрещена в России). Главное сражение сейчас развернулось за Фаллуджу, город недалеко от Багдада, который находится под контролем джихадистов более двух лет (с января 2014 года). Взятие Фаллуджи позволит иракскому правительству и антидхихадистской коалиции сосредоточить все силы на Мосуле.
Иракский спецназ, передает Reuters со ссылкой на свои источники в армии Ирака, закрепился утром во вторник в южных пригородах Фаллуджи, примерно, в полукилометре от важного городского района Шухада. Окопавшиеся в городе боевики численностью от 500 до 1000 человек не только энергично отбиваются, прячась в многочисленных траншеях и разветвленной системе тоннелей, но и порой переходят в контратаки. В атаке в районе Наймия участвовали более 100 боевиков. Представитель Минобороны Ирака заявил, что атака отбита и что противник потерял три четверти личного состава убитыми и ранеными.
К чересчур оптимистичным заявлениям высокопоставленных иракских военных, которые уже много раз обещали скорую победу над «ИГ», все давно привыкли. Поэтому заверениям о том, что Фаллуджа будет через неделю полностью взята, мало кто верит. Бои за город, в котором до появления в нем боевиков в черном проживало порядка 350 тыс. человек, а сейчас осталось не меньше 50 тыс., наверняка будут очень упорными. Присутствие в городе тысяч мирных жителей, которых джихадисты используют в качестве живых щитов, конечно, затрудняет действия военных. К сожалению, похоже, сбываются мрачные прогнозы о возможной гуманитарной катастрофе в Фаллудже. В понедельник в главную городскую больницу поступили сообщения о 32 убитых мирных жителях. По мере продвижения правительственных войск к центру города и роста ожесточения боев потери среди мирного населения, увы, будут увеличиваться. У оставшихся в Фаллудже горожан мало воды и продовольствия. Кроме снарядов и пуль, им уже через считанные дни будет угрожать и голодная смерть.
Джихадисты перекрыли все выходы из города и не выпускают мирное население. По словам представителя ООН, за последние полторы недели из Фаллуджи удалось бежать примерно 3700 горожан. Чаще всего они пользуются заброшенными трубопроводами, использовавшимися для полива.
Фаллуджа находится в 50 км от Багдада в провинции Анбар, половина территории которой до сих контролируется джихадистами. Этот город, возможно, и не так важен по сравнению с Мосулом, но он находится в непосредственной близости от столицы и, что особенно важно, международного аэропорта Багдада. При благоприятном для джихадистов стечении обстоятельств Фаллуджа всегда может быть использована в качестве плацдарма для атаки на Багдад.
Наступление на Фаллуджу, который осаждена армией Ирака уже более полугода, началось 23 мая, после нескольких терактов в столице, унесших жизни более полутора сотен человек. Операцией командует генерал-лейтенант Абдельвахаб аль-Саади. Кроме спецназа и армейских подразделений, в наступлении участвуют суннитские племена, выступающие против ИГ; и отряды шиитской милиции, поддерживаемые Ираном. С воздуха наступление поддерживает американская авиация. Однако действия самолетов и вертолетов в городе, конечно, ограничены. На земле, утверждают в Пентагоне, наступление проходит без участия военных США. Они присутствуют в войсках только в качестве инструкторов и советников. Однако, по слухам, в боях могут участвовать небольшие группы американских спецназовцев численностью несколько десятков человек.
В Вашингтоне и особенно в Эр-Рияде участие в боях за Фаллуджу иранских военных вызывает нескрываемое раздражение. В Тегеране их называют советниками. Их возглавляет Касем Сулеймани, командующий элитным подразделением «Эль-Кудс». В КСА и США опасаются усиления шиитских военизированных организаций в Ираке и поддерживающего их Ирана. В аравийском руководстве вновь публично потребовали от Тегерана вывести войска из Ирака. В данном случае для опасений имеется вполне благовидный предлог – Фаллуджа находится в населенной преимущественно суннитами провинции. Отношения же между иракскими суннитами и шиитами за годы, миновавшие после гражданской войны, нисколько не улучшились. Шиитскую милицию уже не раз обоснованно обвиняли в неоправданно жестком и жестоком отношении к суннитскому населению в освобожденных деревнях и городах. Достаточно сказать, что Аус аль-Хафаджи, лидер шиитской организации «Абуль-Фадль аль-Аббас», тоже участвующей в операции, призвал к удалению «опухоли Фаллуджи» и заявил, что в городе нет ни одного патриота, ни одного по-настоящему правоверного мусульманина. В США опасаются, что шиитская милиция только озлобит иракских суннитов и заставит их перейти на сторону ИГ.
Иракское духовенство за мирное сосуществование двух течений ислама. К сдержанности призвал и великий иракский аятолла Али Систани. Он, кстати, также едва ли не впервые выразил озабоченность усилением роли Ирана в событиях, происходящих в Ираке.
«Исламскому государству» не привыкать воевать на несколько фронтов, но сейчас его силы ослаблены потерей многих городов, а также решимостью противников. На севере Ирака правительственная армия пытается взять Мосул, на севере Сирии сейчас идет совместное наступление на столицу самопровозглашенного халифата – Ракку курдов и отрядов умеренной оппозиции, которых поддерживает в небе американская авиация, а на земле – американских спецназ. Четвертый фронт проходит в районе Пальмиры, которую джихадисты пока безуспешно пытаются отбить у правительственной армии Дамаска, которую поддерживают ВКС России.
Несмотря на поражения в руководстве «Исламского государства» настроены с оптимизмом. Представитель ИГ Абу Мухаммад аль-Аднани признал потерю территорий, но заявил, что в конечном счете победа будет за ними.