Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Опять Европа разных скоростей


Лондон не спешит выходить

После Брекзита Великобритания, как и предсказывали политологи, превратилась в общеевропейского изгоя. Политики из стран-членов ЕС не упускают возможности унизить Лондон, вплоть до призывов к развалу Великобритании. «ЕС продолжит состоять из 28 стран-членов – я ожидаю новый референдум о независимости в Шотландии, который завершится успехом», — говорит председатель Комитета по европейским делам Бундестага Гюнтер Крихбаум. — Мы должны будем в кратчайшие срок ответить на заявку дружественной Евросоюзу страны». Любопытно, что перед прошлым референдумом мейнстримные европейские политики, заинтересованные тогда в сохранении Шотландии в составе Великобритании, наоборот давали понять, что никакого автоматического членства не будет. Отказ в автоматическом членстве был одной из причин, почему шотландцы проголосовали против независимости.

Не отказывает себе в удовольствии потроллить англичан и высшее руководство ЕС, включая главу Еврокомиссии Жан Клода Юнкера. Он заявил аплодирующему в стенах Европарламента Найджелу Фараджу, лидеру Партии независимости Соединённого Королевства, что «это последний раз, когда Вы тут аплодируете». «Да и вообще я удивлен Вас тут видеть. Вы агитировали за Брекзит, британский народ голосовал за Брекзит – так что Вы тут делаете?», — добавил он под овации европарламентариев.

Однако у Британии иное мнение относительно того, когда наступит «последний раз». Да, Кэмерон обещал в случае голосования за Брекзит немедленно активировать 50-ю статью Лиссабонского соглашения. С чего, непосредственно, и начинается процедура выхода из состава Союза (которая должна завершиться максимум через два года после этого шага). Однако пока Великобритания не торопится поднимать вопрос о 50-й статье. Дэвид Кэмерон вообще хочет передать вопрос своему преемнику (то есть перенести начало процедуры выхода из ЕС как минимум на несколько месяцев). Возможно, за это время Лондону удастся найти какой-то механизм сохранения своего членства в ЕС. Подобная затяжка категорически не устраивает ни Берлин, ни Париж, ни Брюссель, которые считают Британию отрезанным ломтем. Ангела Меркель уже заявила о том, что промедление будет очень дорого стоить европейским экономикам, а потому Великобритании (или, точнее, Англии) лучше по-быстрому выйти. Европарламент уже принял резолюцию с соответствующим призывом к Лондону.

Давайте жить группами

Лидеры ЕС понимают, что теперь им нужно будет учиться жить без Британии, а это ставит перед организацией ряд задач, начиная с языковой. Например, что делать с английским языком, на котором ведется львиная часть всех переговоров и деловой переписки в ЕС. «Каждая страна имеет право заявить один язык, который станет официальным языком Союза. И английский заявляла лишь Великобритания – ирландцы ввели гэльский, а мальтийцы — мальтийский. Так что если у нас не будет Великобритании, то не будет и английского», — говорит глава Конституционного комитета Европарламента Данута Хюбнер.

Однако самая главная задача — решить, что дальше делать с ЕС. Брекзит наконец-то раскрыл всем глаза на структурные проблемы Евросоюза, вызванные отсутствием единого видения будущего организации со стороны всех стран-членов. Понятно, что Евросоюз не может и дальше колыхаться в проруби в нынешнем состоянии неопределенности. Отсутствие четких перспектив и идейного содержания понятия «евроинтеграция» приведет к дальнейшему углублению идеологического кризиса внутри организации, и, как следствие, к Голлекзиту, Фрекзиту и дальнейшей дезинтеграции Европейского Союза. Именно поэтому Берлин, Париж и Рим подготовили свой план по выводу Евросоюза из нынешнего кризиса, который представили на нынешнем саммите ЕС. Его официальное название «Сильная Европа в небезопасном мире», тогда как по смыслу речь идет о старом, но не забытом проекте «Европы разных скоростей».

«Мы должны одновременно признать, что среди государств-участников с точки зрения дальнейшей интеграции есть разные уровни амбиций. Не сдавая достигнутых позиций, мы должны найти пути для лучшей работы с этими разными уровнями амбиций для обеспечения лучшего выполнения Европой ожиданий всех европейских граждан», — говорится в плане. Фактически речь идет о том, что внутри ЕС будут формироваться различные интеграционные ядра. «Общим трендом станет усиление разноскоростной интеграции. Выделится костяк континентальных западноевропейских стран, где степень интеграции будет максимальный, и будет Периферия, где она будет различной.», — говорит «Эксперту online» европеист, программный директор Валдайского клуба Дмитрий Суслов.

России нужна сильная Европа

Проводниками этой реформы станут, скорее всего, основные страны Евросоюза. «Германия будет формировать новую тройку лидеров во главе с самой собой и вместе с Францией и Италией, с вероятным подключением Польши (на участие последней в составе лидеров будет настаивать США, да и Берлин не станет сильно будет возражать). Польша будет одним из лидеров по политике на восточном направлении, но частью Периферии по степени интеграции», — уверен Дмитрий Суслов. Однако понятно, что основная нагрузка ляжет на плечи Германии (по крайней мере, пока во Франции и в Польше к власти не придут адекватные элиты). Справится ли Берлин с этой ношей? Должен, ведь в ином случае Евросоюз рухнет.

Что же касается России, то для нее углубление европейской интеграции и вывод ЕС из системного кризиса несет лишь пользу. Во-первых, Европа является крупнейшим торговым партнеров РФ, и чем стабильнее будет этот партнер, тем лучше. Во-вторых, чем сильнее Европа, тем больше надежды на то, что она будет четко следовать своим интересам (а нынешняя линия Брюсселя в направлении России – это не европейский интерес).

И, наконец, в-третьих, чем больше Евросоюз будет заниматься внутренним реформированием, тем меньше у него будет времени на внешнеполитические авантюры в отношении России: как минимум по причине экономии времени, человекочасов и нервов Евросоюз вынужден будет пойти на стабилизацию, а то и нормализацию отношений с Москвой. Собственно, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус уже предупреждает о том, что антироссийские голоса в ЕС могут серьезно ослабнуть.

Наконец, сам по себе Брекзит, а также курс ЕС на углубление интеграции приведет к некоему ослаблению восточного направления европейской внешней политики. Возможно, ЕС будет более склонен искать компромисс с Россией по постсоветскому пространству.