В августе руководство китайской компартии и правительства по традиции собралось на небольшом морском курорте Байдахэ, расположенном в провинции Хэбэй. Представители высшего эшелона власти Поднебесной, включая членов Постоянного комитета Политбюро КПК, святая святых Поднебесной, собрались в приморском городке, чтобы обсудить планируемые на следующий год перемены в политическом и партийном руководстве и пути развития экономики КНР.
Курортные посиделки в этом году так же, впрочем, как и в предыдущие годы, прошли в обстановке тайны. Как сообщает правительственное агентство Xinhua, в Байдахэ съехались несколько десятков других партийных и правительственных «тяжеловесов», фамилии которых не сообщаются. Правительственная резиденция, состоящая из 4-5 вилл, где прошла встреча, тщательно охранялась полицейскими в форме и штатском. С моря подходы прикрывали военные корабли и катера.
Перестановки в партийной верхушке Китая регулярно проходят каждые пять лет на съездах КПК. Очередной съезд должен состояться осенью 2017 года. Если все китайские руководители старше 68 лет дружно уйдут через год на пенсию, как положено согласно внутрипартийным правилам, то из семи членов ПК менять придется пять человек. Исключение составят председатель КНР (президент) и генсек КПК Си Цзиньпин и премьер Госсовета (премьер-министр) Ли Кэцян.
Кроме кадровых изменений, речь в Байдахэ в этом году, наверняка, шла и об экономике. Какие конкретно вопросы обсуждались и какие были приняты решения, конечно, неизвестно, но одно можно утверждать точно – обсуждение проблем, с которым сейчас приходится иметь дело КНР, проходило в более напряженной, чем обычно обстановке.
За прошедшие после предыдущего съезда КПК в ноябре 2012 года прошли почти четыре года. Все это время лидер КНР Си систематически укреплял и консолидировал свою власть в партии и государстве и расправлялся с оппонентами. Сейчас же, когда, казалось бы, авторитету товарища Си ничто не угрожает, немало китайцев, как выясняется, считают, что он зашел слишком далеко. Фундаментом для недовольства служит резкое замедление развития китайской экономики и внешнеполитические проблемы, наиболее ярко выразившиеся в недавнем решении международного суда в Гааге, который осудил политику Пекина в Южно-Китайском море.
На недовольство, выражаемое группировкой бывшего китайского лидера Цзян Цзэминя и бывшими членами китайского комсомола, которые тоже находятся в оппозиции Си, он ответил закручиванием гаек в КПК. Показательным в этом отношении служит решение Общего отдела ЦК КПК на прошлой неделе об усилении контроля партии над комсомолом во имя укрепления единства страны. Естественно, от комсомольцев как бывших, так и настоящих потребуют беспрекословного подчинения политическим и экономическим взглядам Си Цзиньпина.
Еще одной отличительной чертой встречи в Байдахэ в этом году наверняка стали нарастающие противоречия между двумя главными лидерами Китая: президентом Си и премьером Ли. Передача власти новому руководству осенью 2012 г. прошла мирно и спокойно благодаря договоренности о разделе власти между Си и Ли, достигнутой между противоборствующими сторонами. Сейчас очевидно, что Си Цзиньпин все чаще пытается вторгаться на «территорию» коллеги-соперника, в экономику. В этом году разное отношение к проблемам китайской экономики проявлялось уже несколько раз и выражалось в противоположных заявлениях по важным аспектам финансово-экономической политики крупных государственных учреждений, поддерживающих точки зрения лидеров, которые не совпадают.
Разногласия порой выплескиваются наружу и происходят на фоне усиливающихся проблем во второй экономике планеты. Достаточно сказать, что в июле экспорт и импорт КНР снизились на 4,4 и 12,5% соответственно, что больше прогнозов экономистов. Экспорт снизился во втором летнем месяце до 184,7 млрд долларов, а импорт – до 132,4 млрд. По экспорту, правда, произошло некоторое улучшение по сравнению с июнем, когда падение было больше - 4,8%, а по импорту – напротив, ухудшение: в июне снижение импорта было в полтора раза меньше - 8,4%. Положительное торговое сальдо выросло на 22% по сравнению с июлем 2015 г. до 52,3 млрд долларов. Из них 11,8 млрд пришлись на ЕС и 24,7 – на США.
Что же касается экономического роста, то он по итогам второго квартала оказался таким же, как годом ранее – 6,7%.