Письма, пишет Wall Street Journal (WSJ), приходят Джейсону Осборну из Медфорда, штат Орегон, одно за другим как по обычной, так и по электронной почте. Часто звонят и по телефону. Обычные письма он выбрасывает, не читая, в мусорную корзину, электронные стирает, не раскрывая, а на телефонные звонки не отвечает. В этом нет необходимости, потому что он прекрасно знает их содержание. Федеральное правительство настоятельно просит мистера и миссис Осборнов вернуть в общей сложности 46,5 тыс. долларов, которые они взяли взаймы, когда учились в колледже.
Таких, как Осборны, в Америке св. 7 млн человек. Все они взяли в свое время у правительства студенческие кредиты и теперь не могут по ним расплатиться.
Джейсону Осборну 45 лет. В свое время они с женой учились на флеботомистов, т.е. медиков, занимающихся кровопусканием, в частном колледже Абдилл. Несмотря на то, что перед началом учебы в колледже Осборнам практически гарантировали работу после окончания учебы, работы по специальности они так и не нашли. Сейчас Джейсон работает продавцом солнечных панелей и получает 13 долларов в час, т.е. немногим больше минимальной оплаты труда. Его супруга - горничная и зарабатывает еще меньше.
Примерно каждый шестой (16%) из 43 млн американцев, во время учебы бравших кредиты, не может вернуть деньги дяде Сэму. Суммарный долг их достиг 1,3 трлн долларов и продолжает расти несмотря на то, что ситуация на рынке труда в США сейчас вполне сносная и позволяет найти работу.
Причины, по которым должники не могут вернуть деньги, разные. Одни работают, но зарабатывают слишком мало, чтобы расплачиваться по долгам; другие сидят без работы и тоже не могут, естественно, вернуть кредит. Немало и таких, кто специально не расплачивается по долгам, потому что считает систему студенческих кредитов в США несправедливой. В любом случае, налогоплательщики рискуют остаться с большим минусом в размере 125 млрд долларов. Их задолжали 7 млн несостоятельных должников, к которым относятся и Осборны.
Несостоятельные должники обвиняют правительство в ростовщичестве и навязывании грабительских условий. Особенно их возмущает запрет властей несостоятельным должникам по студенческим кредитам объявлять себя банкротами в отличие от таких же, как они заемщиков, которые несколько лет назад купили недвижимость и не смогли вернуть деньги.
Растущее количество заемщиков, которые не в состоянии или не хотят возвращать деньги, ослабляют американскую экономику и, конечно, повышают напряжение в обществе. Администрация Барака Обамы утверждает, что единственная помощь, которую она может оказать таким, как Осборны, заключается в программах по снижению ежемесячных выплат и других незначительных, чисто формальных послаблениях. Даже это возможно лишь для тех, кто пойдет на переговоры с правительством и согласится возвращать деньги. Правительство также утверждает, что пытается расширить программу, позволяющую списывать всю сумму долга. Увы, такое «счастье» распространяется лишь на тех бывших студентов, кого фактически обманули их колледжи и университеты недостоверной рекламой.
Администрацию Обамы сейчас резко критикуют и за то, что она с прошлого года увеличила обязательные вычеты из зарплат должников в счет погашения кредитов и собрало таким образом за 9 месяцев 515 млн долларов.
Министерство образования сейчас обратилось к психологам с просьбой найти способ убедить должников пойти на контакты и начать сотрудничать, а не скрываться. Психологи пытаются учитывать все мелочи, включая язык и стиль электронных писем и даже подбор наиболее благоприятного для отправки времени дня.
Большинство должников должны вернуть не такие уж и большие суммы. Средняя сумма долгов бывший студентов составляет, по данным министерства образования США, 8900 долларов. Хотя, конечно, по словам самих должников, это небольшие деньги лишь для тех, у кого есть работа. Причем, работа должна еще и быть хорошо оплачиваемой.
Большую группу должников, в которую входит и Джейсон Осборн с женой, составляют те американцы, кто считают, что они правительству ничего не должны. Почему, спрашивает Джейсон, правительство дало им с женой такие немаленькие кредиты, чтобы они учились на невостребованную профессию? Такие же риторические вопросы задают и тысячи других должников, неспособных найти работу по ненужной специальности.
Как быть с растущими долгами по студенческим кредитам, в Белом доме, похоже, не знают. Эта проблема будет одной из главных среди целого букета проблем, которые Барак Обама оставляет своему преемнику или преемнице.