Россия поднялась на две ступеньки вверх, на лучшее в своей истории 43 место в глобальном рэнкинге конкурентоспособности, составляемом начиная с 2007 года, Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), среди 138 рейтингованных стран. Это лучше, чем у Италии (44 место) и Португалии (46), но слабее Панамы (42) или Индии (39), и четвертый результат среди стран бывшего СССР после Азербайджана, Литвы и Эстонии. Поскольку из последнего круга стран положение дел в Украине остается наиболее волнующей российского читателя, то мы сочли нужным показать на графике также и ситуацию в ней. Как видим, место этой страны в мировой иерархии конкурентоспособности в последние 2 года снижается (текущее – 85-е), однако оно всё еще примерно соответствует «пред майданному» 2013г. (84).
В отличие от рейтинга Doing Business, составляемого Всемирным банком, касающегося главным образом степени забюрократизированности отношений бизнеса с государством (трудности получения всевозможных разрешений и лицензий, стабильности налогов и т.п.), рейтинг ВЭФ охватывает весьма широкий круг характеристик страны: от состояния институтов до ёмкости внутреннего рынка и качества человеческого капитала, сгруппированных в 12 субиндексов. Оба эти рейтинга были включены в свое время нашим правительством в «дорожную карту» мероприятий по созданию международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации. «Карта» предусматривала достижение 45-ой позиции в рейтинге ВЭФ в 2015г. (на момент её составления наша страна была 67-й) и 30-й к 2018г. Позиция РФ в Doing Business также заметно улучшилась (51 место в 2016г., +3 за год), особенно в сравнении с показателями 5-6 летней давности (напр., 123-е место среди 183 обследованных «пациентов» в 2011г.).
Позицию России в рейтинге ВЭФ вытягивают вверх 3 субиндекса: размер рынка (6-е место в мире), состояние высшего и профессионального образования (32 место) и уровень развития инфраструктуры (35). В то же время критически низкое место – в конце первой сотни и даже за её пределами (т. е. пропуская вперед основную массу азиатских и африканских стран) мы занимает по таким критериям, как состояние институтов (88), эффективность товарных рынков (87) и развитие финансового рынка (108) - напомним, из 138 рейтингуемых стран.
Низкий уровень развития институтов складывается из таких составляющих, как защита прав собственности (122 место), нецелевое использование госсредств (92), взятки (83), оргпреступность (85), независимость судов (95), надёжность услуг полиции (109), фаворитизм в решениях правительственных чиновников (77), бремя госрегулирования (103), защита миноритарных акционеров (116) и т.п. Правда, по большинству этих показатели в последние годы отмечено определенное улучшение, ещё 3-4 года РФ попадала по качеству институтов в число худших стран мира.
В последнюю пару лет резко ухудшилось влияние на конкурентоспособность показателей макроэкономической среды, по которым РФ сместилась на 91 место с 13-го в 2013 г. из-за международных санкций и падения цены нефти. Кредитный рейтинг страны сместился до 61 места, ухудшились характеристики бюджетного баланса (78 место после 20-го в 2012 г.), национальных сбережений (51 место), а по показателю инфляции Россия по праву остаётся одной из худших стран мира (132 место), «уступив» в этом плане лишь Украине, Йемену, Замбии и Венесуэле. Единственный из макроэкономических показателей, по которому мы пока сохраняем лидирующие позиции (10 место) остается низкий размер госдолга.