Христианско-демократический союз (ХДС) Ангелы Меркель в воскресенье потерпел сокрушительное поражение на парламентских выборах в одной из пяти бывших восточногерманских земель – Макленбурге-Передней Померании. ХДС уступил не только социал-демократам (СДПГ) Зигмара Габриэля, входящим в правящую коалицию и набравшим 30,5% голосов. Обиднее всего то, что христианские демократы пропустили вперед и популистов из «Альтернативы для Германии», которым удалось набрать 20,8%. У ХДС всего лишь 19% голосов. Партия давно не терпела таких сокрушительных поражений.
Руководство ХДС во главе с Ангелой Меркель, конечно, как водится, взяло на себя ответственность за поражение. В данном случае, причем, это особенно относится к канцлеру Меркель, покаяние было не просто данью вежливости, а горькой правдой. ХДС еще каких-то несколько месяцев назад прочили если не убедительную победу, то хотя бы серьезную борьбу за первое место с социал-демократами, действительно проиграла из-за Ангелы Меркель. Находящаяся у власти 11 лет г-жа Меркель до 2015 года пользовалась непререкаемым авторитетом и высочайшей популярностью в Германии. Отношение к ней немцев резко изменилось как раз год назад, когда правительство решило открыть границы для сотен тысяч выходцев из Африки и Азии. Первоначальное радушие, с которым большинство немцев принимали мигрантов, после ряда инцидентов и выходок со стороны гостей быстро сменилось подозрительностью и острым недовольством. Поскольку автором политики открытых дверей являлась Ангела Меркель, то немцы постепенно стали сначала искоса, затем все с большей неприязнью посматривать на канцлера. Меркель, между тем, защищала права мигрантов не только внутри страны, но и на европейской арене. Кризис с мигрантами, а также прокатившаяся по Германии этим летом волна терактов и «ЧП» с участием беженцев привели к резкому падению популярности как Ангелы Меркель, впустившей в страну свыше миллиона мигрантов, так и всей партии ХДС, и возглавляемого ей правительства.
Конечно, Мекленбург-Передняя Померания – одна из наименее населенных и экономически развитых земель. Поэтому поражение в ней носит скорее символический характер. О падении рейтинга г-жи Меркель не говорил в последнее время только ленивый. Поражение христианских демократов на земельных выборах стало первым реальным звонком, свидетельствующим, что положение на политической доске Германии резко изменилось и что победа ХДС, привыкшего к власти, на выборах в бундестаг в 2017 году под большим вопросом.
То же самое можно сказать и о самой Ангеле Меркель, у которой подходит к завершению третий срок пребывания на посту канцлера. До лета 2015 г. никаких сомнений в том, что она и в четвертый раз возглавит правительство, ни у кого, пожалуй, не возникало. Правда, Меркель, как и подобает опытному политику, не торопилась с официальным объявлением своих планов относительно участия в выборах 2017 г. Тем более, не торопится она делать это и сейчас. Учитывая раздражение немцев политикой правительства в отношении мигрантов, сейчас, особенно, после поражения в Мекленбурге, эта медлительность особенно логична и мудра. Туман может несколько проясниться через две недели, 18 сентября, когда выборы состоятся в Берлине. Берлин по своей значимости, конечно, не ровня Мекленбургу, поэтому от исхода этих выборов в немалой степени, пожалуй, будут зависеть и планы г-жи Меркель на будущее.
В случае поражения и в Берлине шансы Ангелы Меркель в четвертый раз стать канцлером еще больше понизятся. Конечно, ослаблением ее популярности не преминут воспользоваться соперники. Среди наиболее вероятных немецкие политологи называют министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, председателя Европарламента Мартина Шульца и бургомистра Берлина Михаэля Мюллера. Все трое являются социал-демократами. Так что не исключено, что в 2017 году впервые после 2005 г. бразды правления перейдут в руки представителя СДПГ.
Самым сильным противником Меркель, несомненно, является глава МИД Штайнмайер, очень популярный и авторитетный политик не только в Германии, но и за ее пределами. Считается, что он находится в хороших отношениях с канцлером. Кроме этого, считается, что г-н Штайнмайер относится к России лучше остальных видных немецких политиков, за исключением разве что лидера СДПГ и вице-канцлера Зигмара Габриэля, увы, крайне непопулярного в стране. Так это или нет, судить трудно, но главный немецкий дипломат действительно неоднократно призывал к улучшению отношений между Германией и Россией, а также к поэтапной отмене санкций против Москвы. Можно вспомнить и его отношение к маневрам НАТО на востоке Европы. Он назвал их «бряцанием оружием», которое только ухудшит и без того плохие отношения с Россией.
Конечно, нельзя преувеличивать как «любовь» Франка-Вальтера Штайнмайера к России, так и слабость и непопулярность Ангелы Меркель. И все же сам факт поражений и падения рейтинга, казавшиеся еще какие-то пару лет назад немыслимыми, говорят о том, что борьба на выборах будет как никогда острой и напряженной.