Отвечая в марте 2002 года на вопрос о потерях талибов в ходе ударов американской авиации в Афганистане, начальник Центрального командования, генерал Томми Франкс сказал: «Мы не подсчитываем убитых врагов».
Пентагон изменил свою позицию в этом вопросе, напоминает журнал Foreign Policy (FP), в июле 2009 года. С причинами, заставляющими генералов изменить свое отношение к статистике, все понятно. Данные о потерях противника оказывают сильное воздействие на общественность. В 2006 году ученые университета Северной Каролины провели исследование и пришли к выводу, что когда американцы узнают, сколько врагов убили доблестные американские солдаты, они нередко меняют свое отношение к войне в лучшую для Пентагона сторону.
Не удивительно, что администрация президента Обамы часто пользуется данными о потерях боевиков «Исламского государства», запрещенного в России. Первый раз такими данными поделился в январе 2015 года в беседе с корреспондентом телеканала Al Arabiya посол США в Ираке. По словам Стюарта Джонса, в результате ударов американской авиации с сентября 2014 года в Сирии и Ираке было убито более 6 тыс. боевиков ИГ.
После этого президентская администрация и Пентагон начали регулярно сообщать американкой общественности о потерях среди джихадистов. Естественно, они неуклонно росли. Так, 3 марта прошлого года, по словам генерала Ллойда Остина, они выросли уже до 8,5 тыс. человек. Еще через три месяца, 1 июня 2015 г., потери «Исламского государства» увеличились до 13 тыс. человек.
29 июля того же года их было уже 15 тыс., а 12 октября, т.е. через год после начала операции американские бомбы и ракеты уничтожили уже 20 тыс. боевиков в черном.
Дальше – больше: 30 ноября 2015 г. – 23 тыс., 6 января 2016 г. – 25,5 тыс. 12 апреля New York Times сообщила со ссылкой на неназванный источник в Пентагоне, что были убиты 25 тыс. боевиков, а CNN примерно в это же время слегка уточнило эти цифры в сторону увеличения – 26 тыс.
Последние данные озвучил 10 августа генерал-лейтенант Шон Макфарланд. По его словам, за последние 11 месяцев были убиты 25 тыс. солдат противника. Общее же число потерь джихадистов за все два года проведения операции против «Исламского государства» пентагоновский генерал определил в 45 тыс. человек.
Стремление Белого дома поднять при помощи статистики потерь джихадистов авторитет президента и показать американцам, что его политика на Ближнем Востоке не такая уж и провальная, как ее изображают в обеих главных политических партиях США, вполне понятно и объяснимо. Однако в окружении Обамы и Пентагоне, похоже, забыли, что со статистическими данными следует обращаться осторожно, чтобы не попасть впросак.
Если последние данные о потерях ИГ соответствуют действительности, то получается, что за первые четыре месяца этого года ни одного боевика американские военные не уничтожили, но во вторые четыре месяца рост потерь джихадистов составил 80%! Однако это, пишет FP, крайне маловероятно, потому что число бомб и ракет, выпущенных по позициям ИГ в январе-апреле и мае-августе было примерно одинаковое.
Кстати, когда журналисты обратили внимание официальных лиц как из администрации, так и Пентагона, то получили лаконичный ответ, что данные носят, естественно, оценочный характер. Т.е. военные и гражданские чиновники подтвердили, что верить этой статистике можно, но в ней возможны ошибки.
Обращает на себя внимание скептиков и другие статистические данные, озвученные администрацией Обамы и Пентагоном. За все время войны против ИГ американская авиация нанесла почти 15 тыс. ракетно-бомбовых ударов, в результате которых было убито 45 тыс. боевиков и… 55 мирных сирийцев и иракцев.
Данные потерь среди мирного населения FP называет «невероятными».
К слову, первые пять месяцев операции ВКС в Сирии российские военные почти ежедневно тоже приводили данные потерь среди джихадистов. Однако в начале февраля неожиданно перестали это делать. Не исключено, пишет FP, что в Москве поняли, что давать такие «оценочные» данные не очень серьезно.