Темпы экономического развития не устраивают руководство Финляндии. Для придания толчка экономике необходимы дополнительные миллиарды, но чересчур сильное стимулирование может привести к нарушениям финансовой дисциплины Евросоюза.
Германия, похоже, потеряла еще одного союзника в деле защиты политики жесткой экономии и сокращения расходов. От этих сильнодействующих мер отказалась Финляндия, которая несколько лет безоговорочно поддерживала Берлин в этом вопросе.
Министр финансов Финляндии Петтери Орпо доволен тем, что экономика самого северного члена еврозоны наконец показала пусть и слабый, но все же рост. Однако ситуацию осложняют не только внутренние, но и внешние факторы. Например, неуверенность на рынках и обеспокоенность инвесторов, вызванные брекзитом и избранием Дональда Трампа президентом США.
«Я рад, что кривая роста наконец пошла вверх,- заявил Петтери Орпо в интервью агентству Bloomberg.- Мы решили больше не заниматься сокращением расходов несмотря на то, что это увеличивает дефицит бюджета».
Правоцентристское правительство Юхы Сипиля внимательно наблюдает за экономикой страны, которая медленно выходит из трехлетней рецессии. Ранее в этом году правительство инициировало подписание соглашения по снижению стоимости рабочей силы, призванное повысить конкурентоспособность финской промышленности на международных рынках».
47-летний Орпо и премьер-министр Сипиля договорились снизить подоходный налог, не дожидаясь данных об эффективности соглашения по рынку труда, как планировалось ранее. Впереди принятие и других структурных реформ, в том числе повышение конкуренции в здравоохранении и на транспорте. Поведение финских властей сейчас полностью противоречит проводимой ими ранее политики жесткой экономии.
Правительство Сипиля утверждает, что не собирается проводить крупные финансовые вливания в экономику из-за ограничений, которые налагает евро на страны, входящие в зону единой валюты.
Еврокомиссия прогнозировала для Финляндии в этом году бюджетный дефицит в размере 2,4% от ВВП и 2,5% в 2017 г. ЕК также ожидает дальнейшего роста госдолга. Что же касается экономики, то ее рост предполагается очень скромным – 0,8% как в этом, так и в следующем годах.
ЕК предупредила Хельсинки не нарушать евросоюзовскую финансовую дисциплину. Предупреждение возымело действие. Минфин заявил в четверг, что правительство может предпринять в случае необходимости корректировочные действия для того, чтобы довести темпы роста экономики страны до приемлемых.
Финляндия много лет считалась едва ли не эталоном экономического и социального развития в Европе, но сползла в рецессию в 2012-14 годах после краха крупнейшего производителя смартфонов, компании Nokia. Рецессии ориентированной на экспорт экономики способствовал и спад в целлюлозно-бумажной промышленности, вызванный падением спроса на финскую бумагу в России.
Ориентация на внешние рынки – важная особенность экономики Финляндии. Не удивительно, что Опро очень беспокоит судьба Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP). Неудача с его подписанием будет иметь для его страны негативные последствия. По его словам, правительство разрабатывает новые меры, которые помогли бы повысить занятость населения до 72%. Одно из предложений подразумевает наделение компаний большей свободой в определении размеров зарплат для их работников и условий труда.
«Предпринятые нами меры недостаточны,- считает Орпо, имея в виду соглашение по рынку труда.- Нам требуется помощь от глобальных рынков. Пока же ее у нас нет, приходится полагаться на собственные силы».
После победы Дональда Трампа, много критиковавшего свободную торговлю во время избирательной кампании, надежды на получение помощи извне выглядят еще призрачнее, чем раньше. В Хельсинки все же надеются, что новая американская администрация быстро определится со своими приоритетами и направлениями в политике и будет способствовать усилению стабилизации мировых рынков, а не их волатильности.