Победу на прошедших накануне в Болгарии и Молдавии президентских выборах одержали кандидаты с альтернативной повесткой для последней четверти века. Многие российские СМИ назовут их даже пророссийскими, но в этом будет больше мстительной радости, чем истины. На смену сторонникам унизительной, бесхребетной евроинтеграции приходят политики со здравым национализмом на щите, при этом всё также ориентированные на Брюссель и его дотации (никто больше живых денег не предлагает).
В Болгарии при поддержке 60% избирателей к власти пришёл генерал Румен Радев. Это типичный адепт многовекторной политики, который намерен исправить чрезмерный евроуклон и наладить отношения с Россией и США. Он планирует добиться отмены антироссийских санкций и готов блокироваться в этом вопросе с другими странами, «которых на самом деле очень много». На прошедших дебатах Радев признал, что Крым по факту стал российским, а у народа есть право на самоопределение.
В обещаниях Радева очень мало политики и очень много экономики, экономики дырявой, ветхой, распроданной и никому не нужной. Мегапроекты, сулившие Болгарии многомиллиардные прибыли – строительство российской АЭС в Белене и «Южного потока» - София умудрилась прошляпить, встав в соответствующую позу по направлению к Брюсселю, но компенсаций не получила, и теперь сама должна немало за разорванные контракты. Радев мечтает начать хотя бы с частичного допуска болгарской сельхозпродукции на российский рынок, тем и привлёк голоса сельских трудяг. Поднять болгарскую экономику в целом будет ещё более сложной задачей, так как практически все высокие и доходные переделы либо убиты временем, либо находятся в руках у иностранцев, не заинтересованных в спурте болгарской продукции на еврорынки.
Националистические настроения в стране победившего евроглобализма были предсказуемы, впрочем, как и в Молдавии, прошедшей идентичный четвертьвековой путь развития в «дружной» евросемье. Молдавию, правда, ещё упорно старались впихнуть в Великую Румынию, но многолетняя промывка мозгов вкупе с ужасающе низким уровнем жизни населения привели к обратному эффекту: поддержка идеи «румынизации» сильно потеряла в весе. Также, как и процент поддерживающих глубокую евроинтеграцию – сегодня не более чем 30-40% граждан.
В Молдавии президентом избран социалист Игорь Николаевич Додон (55% голосов). Его отрыв от преследователя не столь велик, как у болгарского коллеги, поэтому оппонент, представительница проевропейской правой коалиции Майя Санду, сегодня ещё подумывает об организации майдана. Додон выступает за восстановление стратегического партнерства с Россией, в сфере экономики мечтает наладить сотрудничество с Москвой в энергетике и, опять же, прорваться на российский рынок с национальной продукцией.
Время ушло
За четверть века жители Болгарии и Молдавии здорово разочаровались в светлом европейском будущем, но при этом не особо представляют альтернативу, поскольку висят на брюссельских социальных выплатах, высылают трудоспособное население в Европу на заработки и вполне привыкли к богатому предложению в потребительском секторе «мэйд ин где угодно, только не у нас». Выборы традиционно делят электорат поровну – на вечных еврооптимистов и на евроскептиков (но никакой «пророссийскости»!).
Если Украина, Беларуссия или Казахстан хорошо представляют, как выглядят современный «русский мир» и экономические интеграционные проекты Кремля, то в странах Восточной Европы об этом не задумываются. Но мечтают выйти на наш рынок со своей продукцией, поскольку в Европе её качество не востребовано. Только время сейчас другое.
Рынок нужен и нам самим под реализацию собственной продукции (плюс скребутся более дальновидные соседи-конкуренты). Все мегапроекты в энергетике уже расписаны, партнёры выбраны, транзитные направления определены, ставки сделаны. Сказания о славянском (православном, социалистическом) братствах остались на унизительных переговорах по «Южному потоку». Наша дипломатия стала более прагматичной, предметной, реалистичной, а что взять с распродавшихся чужих вассалов сегодня?
Проблема восточноевропейских государств ещё и в том, что сегодня они не нужны и привычным хозяевам. Евросоюз в кризисе. Ближайшие выборы во Франции и Германии преподнесут ещё немало сюрпризов. Денег нет и всего доброго. Штаты же, похоже, сделают ставку на иные регионы, азиатский рынок и внутренний контур, а потому, как ожидается, Трампу будет мало дела до отыгранных фишек на задворках Европы.