Китайский инфраструктурный мегапроект «Один пояс, один путь», как и положено проектам такого масштаба, проодолжает вызывать очень много споров. В большинстве из 60 с лишним стран, которые в него входят, особенно, в бедных государствах Африки и Азии, в нем видят средство для построения лучшей жизни. Однако на Западе его считают тактической уловкой Пекина и Председателя КНР Си Цзиньпина лично, при помощи которой он собирается занять доминирующее положение сразу на трех континентах: в Азии, Африке и Европе. У азиатских народов, утверждают западные политики и экономисты, постепенно раскрываются глаза на истинные намерения и цели Пекина.
В этом отношении показательна история с Мальдивами, считает агентство Bloomberg. В конце августа президент Абдулла Ямин открыл построенный китайцами мост, связывающий два острова архипелага, и назвал его «воротами в завтрашний день, в светлое будущее». Через месяц на Мальдивах сменилось правительство. Новые власти пришли в ужас от огромных долгов, сделанных предшественниками. Большая часть этих долгов, составляющих почти 20% ВВП страны, принадлежит Китаю и сделана на китайских инфраструктурных проектах Ямином, который придерживался прокитайской ориентации. В качестве примера прокитайской политики правительства Ямина приводится тендер на строительство больницы. Власти отвергли предложение компании, предлагавшей построить ее за 54 млн долларов, и передали контракт китайской фирме, смета которой почти в три раза больше – 140 млн долларов.
Новый министр финансов Мальдивов Ибрагим Амир попросил у Дели заем на 200 млн долларов и в отместку Пекину публично пообещал проводить политику «Индия на первом месте».
Мальдивы - лишь один из множества подобных примеров, приводимых западными СМИ. В разных странах от Малайзии до Шри Ланки тщательное изучение многочисленных инфраструктурных проектов в рамках «Одного пояса, одного пути» обнаруживает нарушения и факты коррупции местных чиновников. Все больше китайских проектов приостанавливаются.
Недовольство китайскими строителями порой приобретает чересчур радикальные формы. Например, в Пакистане, который в Китае называют «всепогодным» союзником, т.е. союзником на все времена и любые обстоятельства, боевики, недовольные появлением китайских строителей в отдаленных районах, напали в ноябре на консульство КНР в Карачи и убили семь человек.
На Шри Ланке, утверждает Bloomberg, растет гнев из-за растущего экономического влияния Пекина в стране и страх перед потерей суверенитета, а в Мьянме (Бирме) советник по экономике при правительстве раскритиковал китайскую смету строительства порта, утвержденную предыдущим военным правительством. Он уверен, что 7,5 млрд долларов - очень завышенная стоимость проекта.
В Индии, одном из главных геополитических противников Китая в Азии, которая несмотря на предложения Пекина отказалась присоединяться к китайскому мегапроекту, считают, как и на Западе, что китайцы заманивают участников проекта в долговые ловушки.
Исследование, проведенное в этом году, американским Центром глобального развития, выделило восемь стран, участников проекта «Один пояс, один путь»: Пакистан, Мальдивы, Лаос, Монголия, Джибути и другие, где долги Китаю достигли опасных размеров.
Западные экономисты отмечают, что, кроме заманивания в долговую ловушку, китайские кредиты выполняют важную стратегическую роль, например, в Индийском океане, через который проходят важнейшие торговые маршруты.
Больше всех, конечно, не стесняются в выражениях при описании китайского «коварства» американцы. Так, вице-президент Майк Пенс, например, совсем недавно на саммите АСЕАН в Сингапуре назвал проект «Один пояс, один путь» «удавкой» или «дорогой в один конец».
Вашингтон создал агентство, которое раздаст на инфраструктурные проекты 60 млрд долларов, но эта сумма бледнеет рядом со сметой китайского мегапроекта, оцененной к 2027 г. в 1,3 трлн долларов.
В Пекине соглашаются с отдельными случаями неподобающего поведения китайских бизнесменов и пересматривают планы, заявил агентству Bloomberg высокопоставленный китайский чиновник, попросивший не называть его имя. В Пекине, по его словам, прекрасно понимают, что подобные случаи могут навредить имиджу Поднебесной на международной арене и предпринимают меры по исправлению ситуации. Китайские власти сейчас тщательнее проверяют все проекты, связанные с «Одним поясом, одним путем», и разрабатывают правила, которые неукоснительно должны выполнять китайские бизнесмены, работающие за границей. В первую очередь, усилия китайского правительства направлены на искоренение коррупции и повышение качества строительных объектов. Кроме этого, в Пекине не возражают против пересмотра контрактов, условия которых по каким-то причинам перестали устраивать власти на местах.