В 2017 году, последнем году, по которым Eurostat обладает данными, пожилых людей, которым по достижении 65 лет угрожает бедность, было 14,2%. Это значит, что бедность угрожает каждому седьмому европейскому пенсионеру. Рост по сравнению с 2016 годом составил немного - 0,4%. Однако рост по сравнению с 2013 годом значительно заметнее – 1,6%.
Данные эти, конечно, усредненные. Разброс довольно большой: у большинства членов ЕС он колеблется от 10 до 25%, но имеются, естественно, свои рекордсмены и антирекордсмены. К первым относятся Франция и Словакия, у которых уровень пенсионеров, живущих под угрозой бедности, составляет 7 и 8% соответственно, а также Дания, Венгрия и Люксембург, где эта цифра - 9%.
Труднее всего бороться с бедностью пожилым людям в странах Балтии. В них оказаться в числе бедных рискует каждый третий пенсионер: Эстония – 46%, Латвия – 44% и Литва – 37%. Ближе всех к бывшим представителям СССР подошла Болгария, где доля пенсионеров, которым угрожает бедность, составляет 32%.
Статистики также обращают внимание на то, что женщинам пенсионерам в Европе живется труднее, чем мужчинам – уровень бедности у них на 2-3% выше, чем у представителей сильного пола. Однако и в этой категории Балтия намного опередила остальную объединенную Европу. В Эстонии риск жить на пенсии в бедности у женщин на 19% выше, чем у мужчин; в Литве – на 16, а в Латвии – на 15. На противоположном полюсе по этому показателю Италия и Дания, где разница между мужчинами и женщинами составляет 1%, и Испании с 2%.
Лидерство стран Балтии в этом антирейтинге свидетельствует о том, что как минимум более трети балтийских пенсионеров едва ли согласятся с оптимистическими заявлениями властей о том, какие блага принесло Эстонии, Латвии и Литве вступление в Евросоюз и переход на евро. Особенно тяжело живется пожилым людям в Эстонии, где почти каждому второму пенсионеру угрожает бедность. В этой стране в отличие от Западной Европы пенсионеров редко увидишь в ресторане или баре, они значительно реже отправляются в турпоездки. Пенсионеров легко отличить по лицам – они у них чаще всего печальные. В магазинах и на рынках внимание пожилых людей в основном приковано к ценникам – они пытаются сосчитать в уме, по карману ли им те или иные продукты.
Эстонские власти, естественно, винят во всех бедах, в том числе и в бедах пенсионеров советский период истории страны. Конечно, определенная доля истины в таком объяснении есть. Можно, к примеру, вспомнить, как обесценились рублевые сбережения во второй половине восьмидесятых годов прошлого века. После выхода из состава СССР и обретения независимости в стране начались пенсионные реформы, которые, утверждают в правительстве, сделали жизнь эстонских пенсионеров достойной. Однако статистика опровергает эти слова. Достаточно взглянуть на динамику роста доли пенсионеров, которым угрожает жизнь в бедности: в 2013 году их было 24,4%. За какие-то четыре года эти цифры выросли почти вдвое!